top of page

Игнат Иудович Волобуев, купец 1-й гильдии


Разговор о представителях городской власти мне показалось логичным начать с Игната Волобуева, который считается одним из основателей Ставрополя, как города.

Маленький домик на улице Дачной, куда я часто приходила с отцом, был окружен огромным цветущим садом и буквально утопал в его зеленых дебрях. - Эта улица – особенная, - сказал отец в одно из первых путешествий. – Знаешь, как она раньше называлась? Я не знала. Поэтому отец, любивший загадывать загадки и «мучить» меня долгими поисками ответов, выждал необходимое для моей умственной закалки время и с гордостью произнес: - Она называлась Волобуевской! Я не верила: разве может городская улица носить нашу фамилию? - Более того, - продолжал отец, - здесь, на этой улице, стояла знаменитая мельница. А знаешь, чем она знаменита? Я не знала. - А знаменита она, во-первых, тем, что когда-то, очень давно, принадлежала нашему предку – купцу Волобуеву. А во-вторых – эту мельницу рисовал Лермонтов!

Так я впервые узнала, что принадлежу к знаменитому ставропольскому роду.

Кто же он такой, купец Игнатий Волобуев? Уже много позже я захотела узнать о нем всё, что можно.

К сожалению, официальных сведений об этом человеке не так уж много. Точную дату его появления в Ставрополе никто не знает. Известно, что в 1818 году Игнат Волобуев был избран в городскую ратушу от купцов 3-й гильдии. В 1826-м он уже собственник трех лавок, нескольких складов и скобяного завода. Торговые партнеры у него имеются в Ростове и Нахичевани.

Во время Кавказской войны Игнат сильно увеличил свой капитал на поставках армии, и в 1829 году перешел в 1-ю гильдию. Укрепилось и его общественное положение. В 1837-м он был представлен в качестве городского головы Императору Николаю Павловичу, прибывшему с визитом в Ставрополь.

Игнат Волобуев участвовал своими капиталами в устройстве городского водопровода, открытии первого на Кавказе театра, храмостроительстве. В 1843 году подарил свою усадьбу на Кузнечной улице (ныне ул. Голенева) под архиерейское подворье, отметив таким образом свою многолетнюю дружбу с назначенным на ставропольскую кафедру епископом Иеремией (Соловьевым).

Перед смертью, последовавшей в 1854 году, Игнатий Иудович завещал свои деньги Казанской, Троицкой и Варваринской церквям, в возведении которых принимал участие, а часть их велел раздать бедному люду в день своего погребения.

К сожалению, портретов или фотографий моего именитого предка не сохранилось. Мы попытались сделать реконструкцию его образа по фотографиям потомков. За образец была взята фотография из личного дела моего деда, Алексея Васильевича Волобуева, следователя ставропольского НКВД, который приходится Игнату Иудовичу праправнуком. Конечно, это лишь графическая версия, плод творчества компьютерного художника. И всё же… Вполне вероятно, что были какие-то общие черты у представителей одного рода по мужской линии. Мы исходили именно из этого возможного сходства. Этот портрет представлен в начале публикации.


(продолжение следует)

240 просмотров3 комментария

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page